История благовоний в Японии
За несколько тысячелетий использования человеком благовоний, сформировалась целая культура их применения и даже своя философия. От дыхания зависит движение жизненных сил в человеке. Аромат благовоний вдыхаемый через нос доходит до самых глубин нашего тела. Суфийские мистики рассуждали о благовониях как о субстанции, восходящей из земли к Богу и проникающей в само существо человека.
Японские благовония у нас пока малоизвестны, хоть и обладают массой несомненных достоинств. Являясь одними из самых дорогих и утонченных, эти благовония могут быть разнообразны по форме. Однако классические японские благовония - это плотные спиральки из смеси смолы деревьев, лекарственных трав, морских водорослей и различных эфирных масел. Им присущ нежный, тонкий и ненавязчивый аромат. В нем преобладают нотки свежей травы, сандала и цветов.

Уже много веков благовония используются как в священных церемониях, так и для ароматизации дома, и в наше время, они также не теряют своей популярности. История Японских благовоний одна из самых древних, и как в былые времена, так и сейчас, Япония является производителем самых дорогих и ценных аромапалочек в мире. Столетиями Япония хранила искусство изготовления благовоний в строгом секрете.
Древесные благовония впервые упоминаются в Японии еще в 595 году нашей эры, во времена правления Императрицы Суико. Не задолго до этого, в середине шестого века, Япония впервые познакомилась с буддизмом, сутры и изображения, относящиеся к буддизму были завезены в это же время, вместе с первыми благовониями.
Во время Периода Нара (710–784), ближе к его завершению, Буддистские ритуалы с воскуриванием благовоний в храмах, вдохновили многих придворных, которые начали использовать их дома. Китайский монах Jianzhen, во время своего визита в Японию, помог распространить Буддизм, а также формулы изготовления благовоний, которые по-японски звучат Koh. Метод изготовления “Takimono” (ниточных благовоний) также появился в Японии в это же время. В период Нара, ингредиенты зажигались как непосредственно, так и в форме завязанных шариков. Люди верили, что благовония используемые в религиозных целях как “Ku-koh,” очищают и помогают избежать проявлений зла. Благовонные шарики же использовали также для ароматизации пространства, придания аромата одежде и волосам.
В период Хэйан (794-1183) именно веревочные или ниточные благовония были типичными для данного времени. Для их изготовления использовалась смесь отборных ингредиентов, многие из которых были импортированы в Японию из других стран. Аромат этих благовоний нравился местным жителям, а также аристократия Японии стала использовать ароматы благовония в качестве ежедневного ритуала наслаждения элегантными и уникальными запахами.
Для изготовления благовоний использовались целые наборы лакированной посуды. Классический такой набор состоял из ящика с маленькими отделениями для хранения сырья — ингредиентов благовоний — таких как гвоздика, алойное дерево, янтарь, мускус, сандал и травы, и маленьких лопаточек и ложечек для приготовления смеси.
Около 12-го столетия был установлен Сёгунат Камакура (первое всеяпонское самурайское правительство). Вместе с этим, возникла новая волна вкушения ароматов среди аристократических воинов. До этого времени, распространенной формой благовоний были ниточные благовония, но в этот период, более популярным стал чистый аромат Агара (алойного дерева).
Во времена периода Муромати (1392–1573), развивался этикет KoDo («Пути аромата»), вместе с чайной церемонией . В это же время, большую популярность стали приобретать игры с благовониями, а также коллекционирование редкой и очень дорогой благовонной древесины. Воскуривание этих ценных ингредиентов на различных мероприятиях сразу же увеличивало их ценность и значимость в глазах элиты.
В начале периода Эдо (1615–1868), аристократия Киото осознала необходимость оживить традиционные виды искусства, чтобы сохранить их как часть своей культуры, а также противопоставить различным правилам, которые были навязаны сёгунатом Токугава с целью ограничить влияние аристократов. В результате, позже, путь запаха стал весьма популярным времяпрепровождением и для клана Токугава, а также благовония стали частью наследства семей воинов. В середине периода Эдо игры с благовониями стали популярны во всей стране.
В это же время стали очень популярны именно благовония в виде палочек, а также появились другие новые формы благовоний. Возникло множество сложных игр, связанных с ароматами, которые напоминали изысканную поэзию. Инструментарий для проведения таких игр также развивался и становился все более утонченным. Многие школы обучали знанию о благовониях и их использовании. Вместе с разными наборами для игр, стали появляться и другие предметы, связанные с ароматами, такие как koro — подставки для благовоний, для ароматизации помещений, волос и одежды, и различные декорированные коробочки для хранения благовонной древесины.
В этот же период Эдо, был освоен китайский метод изготовления ароматических палочек, которые использовал средний класс японских семей. Благовонная церемония Koh-do, которая получила свое развитие еще в период Муромати, стала теперь частью жизни также людей, которые не принадлежали к знати.
Далее последовали реформы Мэйдзи (1867–68), вместе с «вестернализацией-модернизацией» японской культуры во второй половине 19го столетия, которые привели к уменьшению использования благовоний, показывая, что это принадлежит лишь к истории. Таким образом, в это же время, во второй половине столетия, на рынке искусства появилось множество различных наборов как для проведения церемоний, так и воскуривания благовоний, и значительная их часть оказалась в руках европейских коллекционеров. Однако позже, после 1890х, благодаря в том числе и усилиям иностранцев, Японская культура была восстановлена, и ценность «пути аромата» была постепенно возрождена.
Многие известные компании-производители благовоний Японии занимаются производством уже более 300 лет (Nipppon Kodo, например, производит палочки еще с 1575 года). Большая часть ингредиентов импортируется из Индии и стран Юго-Восточной Азии. Эти компоненты тщательно выбираются за их целебные свойства согласно Традиционной Китайской Медицине. Времена меняются и производители японских благовоний постоянно работают над созданием новых ароматов, которые подходят для современного образа жизни в Японии. Можно сказать, что они создают новую главу в истории благовоний.
В борьбе со стрессами, японские парфюмеры решили обратить свой взор к хорошо забытому искусству древних: врачеванию души и тела с помощью благовоний. Сегодня во многих мебельных магазинах Японии можно встретить в продаже гарнитуры спальной мебели с синтетической обивкой, пропитанной запахом хвои. Рекламируются также специальные убаюкивающие подушки, надушенные эссенцией японской криптомерии. Можно приобрести освежающие, настроенные на травах лосьоны для быстрого пробуждения, а также будильники со звонком, наполняющим комнату ароматом леса. Планируется разместить в центре Токио телефоны-автоматы, «начиненные» (или «заряженные») ароматными эссенциями.
Поиски ведутся во многих направлениях. Так, в стоматологическом отделении одного из японских университетов работают над выявлением запаха для успокоения малолетних пациентов во время лечения зубов. Одному из исследовательских центров удалось изобрести пахучую смесь (на основе перечной мяты), исключающую возможность засыпания машиниста электропоезда в пути.
Успешно функционирует и целый ряд частных японских специализированных клиник. Здесь применяется метод лечения освежающими капсулами для восстановления функций обонятельного нерва, который, по мнению тех же японских специалистов, сегодня практически атрофирован у многих городских жителей.
Затемненные изолированные колпаки надеваются на голову и наполняются ароматическими смесями и звуками специально подобранной музыки. Тем самым в мозгу пациентов генерируются особые волны, оказывающие успокаивающее действие на психику.
Но все это мелочи посчитали на «Сисэйдо», крупнейшей парфюмерной японской фирме. Систематизировав все имеющиеся знания в области воздействия благовоний на организм человека, ее специалисты разработали технологию массового «окуривания» тружеников на производстве.
Изыскания фирмы получили вполне конкретное воплощение. Ароматизируя фойе офиса, комнаты отдыха и конференц-зал, фирма предлагает сотрудникам учреждений по мере возможности пользоваться ими для восстановления нормального самочувствия. В атмосфере этих помещений витает приятный и еле уловимый аромат лаванды, ладана и сандалового дерева. Считается, что эти вещества наиболее действенны при переутомлении и стрессовых нагрузках. Более того, их применение вдвое снижает вероятность совершения ошибок при работе с компьютером. В конференц-зале преобладает ненавязчивый запах тонизирующих эссенций лимона, перечной мяты, гвоздичного масла, розы.
Когда заседает руководство, а это преимущественно мужчины, воздух наполняется ароматом свежего лимона. У сотрудниц свои предпочтения. Во время собраний женского персонала предусмотрено насыщение атмосферы тончайшим благоуханием жасмина. Распыление этих благовоний, дарующих свежесть и бодрые ощущения, помогает преодолевать послеобеденную сонливость, активно включаться в работу. Дозировка благовоний строго определена, запах не должен бить в лицо.
Кодо — искусство воскурения благовоний и эстетического отношения к запахам в Японии, основанного на законах красоты, — уже более 1000 лет. Еще в эпоху Хэйан (794-1185), которая отличалась высоким развитием придворной культуры, аристократы месяцами осваивали секреты соединения благовонных веществ, чтобы принять затем участие в специальных состязаниях на вечерах при императорском дворе.